Кокашко

Если я думаю, что у меня шизофрения, у меня точно не шизофрения?

2022-03-14T11:23:50.158591

Вопрос: Я слышал от некоторых психиатров, что если человек подозревает у себя шизофрению, то её у него точно нет. Что если он примеряет на себя данное заболевание и находит у себя все симптомы, то он невротик, а не шизофреник, и что настоящие шизофреники не лазят по интернету в поисках симптомов, не подозревают, что они больны, и мирно уживаются со своей болезнью. Правда ли это?

Ответ: Это так, но не совсем. Действительно, когда человек ищет у себя симптомы шизофрении и примеряет их на себя, в большинстве случаев такой страх носит невротический характер. В отчасти в этом виновата сама по себе репутация шизофрении, как заболевания. Это как бы такой маркер психиатрии в целом.

Если спросить, какое психическое заболевание вы знаете, то 90% людей скажут «шизофрения». Хотя на самом деле шизофрения не так уж широко распространена. И вот этот вот страх найти у себя симптомы шизофрении, попытка вот в эту страшную зону пойти посмотреть, пройти тест (в интернете этого барахла масса), это да, это такой вот провокативный момент, который для невротика, для ипохондрика, является безусловно очень значимым.

Так что да, значительная часть людей, которые ищут симптомы шизофрении у себя и находят их (или якобы находят), на самом деле является невротиками. С этим можно согласиться.

Но ни в коем случае нельзя говорить, что это 100%. Потому что, с другой стороны, если мы говорим о шизофрении как о психотическом заболевании, конечно, критика к своему состоянию как правило снижается. Но это не происходит за один день. Это не происходит по щелчку пальцев, так, что вчера человек был абсолютно здоров, а сегодня бац — он считает, что за ним следят марсиане, воздействуют на него лучами, внутри его головы звучит голос, которым ему эти марсиане транслируют при помощи антенны, установленной на Кремле, и так далее.

Нет, это происходит постепенно, то есть перед развитием собственно психоза с бредом, галлюцинациями, присутствует достаточно продолжительный период, когда уже у человека отмечается негативная симптоматика, апатико-абулический синдром, аутизм, снижение социального функционирования, нарушение мышления, ещё не ярко выраженное. Когда человек в принципе понимает, что с ним что-то не то. Он чувствует, что ему плохо, что он перестал функционировать так, как работал раньше, что он не может налаживать контакты, он не может собрать свои мысли в кучу. Он не может выполнять работу, он не может получать удовольствие от того, от чего получал раньше.

И в этот момент, да, если человек имеет достаточно развитый интеллект, и он будет искать, пытаться проводить такую вот диагностику по интернету (чего, конечно делать не стоит), он вполне в состоянии по сумме симптомов заподозрить у себя развивающуюся, начинающуюся шизофрению. И у меня было немало пациентов, которые совершенно верно, в плане первичного диагностического поиска, обнаруживали у себя вот эти вот симптомы.

Конечно, когда психоз уже развёрнут, когда есть галлюцинации, бред, психические автоматизмы, когда апатико-абулический синдром развёрнут в полной мере, конечно, как правило критика к своему состоянию утрачивается, и человек не видит у себя никакой шизофрении. Ему вообще такие мысли в голову не приходят. Голова занята бредом преследования, воздействия, занята психическими автоматизмами, воздействиями извне. То есть там просто нет места мыслям, размышлениям о болезни.

А вот в предпсихотическом периоде, в таком преморбидном состоянии, человек может адекватно себя диагностировать. Собственно говоря и в историческом плане мы можем это наблюдать. Допустим, тот же самый Кандинский.

Если говорить о том, насколько мирно люди, страдающие шизофренией, уживаются со своей болезнью — да нифига они мирно не уживаются. Шизофрения крайне мучительное заболевание. Человек не беседует весело со своими галлюцинациями, и не смотрит, какие смешные марсиане воздействуют на него лучами. Он испытывает мучение от этого, страдает от этого. Это чудовищная пытка, от которой невозможно скрыться, поэтому собственно говоря и процент суицидов у больных шизофренией очень высок. И мирно они не уживаются со своим состоянием.

Конечно, понятно, что такие формы как кататоническая, гебефреническая шизофрения, для самодиагностики крайне затруднительны, потому что задействованы двигательная сфера, волевая сфера, сильно нарушено мышление. А вот неврозоподобные шизофрении, сенестопатические формы шизофрении, вполне поддаются диагностике со стороны самих пациентов. Но как правильно отмечено в вопросе, люди, находящие у себя симптомы шизофрении при помощи интернета, это всё-таки в большей степени невротики, чем люди, страдающие шизофренией.

Тетюшкин М. А., врач-психиатр.

Показать комментарии 5