Игнац Земмельвейс, врач-акушер, которого называли «дикий венгр» и «будапештский сумасшедший». 1842 год, клиника профессора Клейн в Вене, 31,3% рожениц умирали от «родильной лихорадки», каждая третья. Женщинам было безопаснее рожать на улице или дома при срочных родах, там повышенная смертность не наблюдалась. Спустя 8 лет он был главным врачом в женской больнице святого Роха в Будапеште. В период работы 1850-1855 из 933 рожениц под его наблюдением от «родильной лихорадки» умерло 8 это меньше одного процента. Одна из сотни или каждая третья? Случайность или везение?
В чём секрет? Мытьё хрéновых рук. Банальная гигиена. Доктор делал доклад на эту тему, писал научные статьи, но его высмеивали. Как он посмел уличить врачей в нечистоплотности? В те времена врач после практического занятия в морге перед студентами, где проводил вскрытие трупа, мог сразу пойти принимать роды. Просто вытерев руки об фартук, одноразовых перчаток тогда не было, как и электричества, так что это было нормой.
Врачи в то время, да и сейчас имеют нотку высокомерия, и это нормально, ведь они борются со смертью и спасают жизни, так что идея назвать их, пусть и условно, грязными лентяями, которые не умеют мыть руки была бы провальной. Игнац 30 лет убеждал в необходимости гигиены близких коллег, потом выступил с докладом, но его высмеяли и назвали безумцем. И он стал им. Представьте, что вы знаете, как спасти десятки тысяч женщин которые умирают в жуткой агонии, но вас просто игнорируют. Это стало сверхценной идеей. После 40 лет он говорил лишь на одну тему — «родильная лихорадка» и методы борьбы с ней, он останавливал студентов медиков и убеждал их в своём учении. В 47 лет наш герой умер в психиатрической больнице, по одной из версий от заражения крови. По другой, его жестоко избили работники больницы, обычная практика того времени, как и отсутствие гигиены.
Через некоторое время после смерти его учение, подкреплённое исследованиями Пастера и Листера, стало общепризнанным, и он вошел в историю под прозвищем «Спаситель матерей». Возможно, если бы не он, то меня или вас бы не было. Спасибо доктору Земмельвейсу, он один из тех людей которые отдают себя миру, невозможно представить, скольких людей он обучил и сколько было спасено жизней, сколько было рождено детей.
О чем эта история?
А она о том, что цена за такое маленькое изменение в мире, как мытьё рук врачами перед принятием родов, это тысячи смертей в агонии, безумие истинного врача и путь длиною в полвека.
Скажете, что это это было 170 лет назад, и сейчас всё не так, и такие потери не нужны для внедрения судьбоносных изменений, которые сами по себе требуют минимум усилий, но могут изменить мир? Тогда поздравляю, вы один из тех врачей-убийц, самомнение которых как мой член стремится в бесконечность, а эти величины измерить просто невозможно.
Хотите пример? Ок, есть ли у вас в раковине измельчитель отходов? Вы покупаете пластиковые пакеты? Куда вы сдаёте старые батарейки? Куда вы выкидываете сломанную технику? У вас раздельный сбор мусора? Если вы пользуетесь энергосберегательными лампами, то куда они после конца срока службы отправляются, в урну? Большинство людей не задумываются о том, сколько мусора после себя оставляют. За большинством охрененый след из токсичного говна, которое убивает плодородную почву, загрязняет океан и воздух. Вы жопу за собой получается вытереть не можете, вот та малость которая может улучшить качество жизни вам и вашим детям, но хер вы клали на это, и, вероятнее всего, большинство смеётся над этими строчками видя эко-активиста.